Пару дней назад, я написал о тренировке в меткой стрельбе.
Хочу коснуться этой же темы, но уже с позиции дзэн.
Условимся - читая термин дзэн, мы будем подразумевать медитацию, без привязки к Японии.
Медитация и воинские искусства переплетены во многих древних культурах.
Я приведу пару примеров.
Начнем с древнейших времен.
В мифологии все время повторяется сюжет с могущественным оружием, применить которое может лишь избранный. Меч короля Артура, лук Одиссея, не знающая промах копье Пракрита.
Разговор о некой способности, доступной лишь единицам. Мифологические оружия имеют одну общую особенность - только герой может воспользоваться этим оружием. Меч Артура никто не может вынут из земли, иными словами - лишь человек определённого духовного развития может материализовать его, может "держать в руках".
Никто не способен привести лук в боевое состояние, кроме Одиссея.
Не промахивающееся копье подарено Артемидой Пракриту.
Бог дарит Амирану золотой кинжал с самого рождения, кинжал - часть его самого.
Медитация даже этимологический связана с оружием. В упанишадах искусство медитации сравнивают с кинжалом, которым адепт отсекает нижние пласты психики, "выключает" их.
В другой упанишаде медитация сравнена со стрелой, которая попадает в цель. Иногда сам медитирующий сравнивается со стрелой, летящей к цели и попадающей в нее.
"Соединившись как стрела с целью"...
Можно без конца перечислять эти мифические оружия. Ваджра - некий энергетический хлыст Индры, молот Перуна, оружия богов из индийской, скандинавской мифологии. Молния Зевса или копье Святого Георгия...
Эпос чуть скромнее в описании. Например, в Махабхарате описано как стреляет Арджуна, герой Гиты. Он попадает в движущую цель, из лука, прицеливаясь через отражение в луже. Снова мифологический язык, как и в мифе о Медузе Горгоне. Отражение – образ восприятия предмета в психике.
Чтобы лучше продемонстрировать свою мысль, расскажу об учителе дзэна и его ученике.
Дзен использует разные воинские искусства, но сверх цель одна - достижение сатори, просветления, иного видения реальности.
Послушайте пример, и поймете, что я пытаюсь сказать:
Ученик был принят Мастером с тал обучатся стрельбе из лука.
Но вместо самой стрельбы, учитель усадил его перед стеной и заставил пристально смотреть на черную точку, нарисованную на белой бумаге.
Проходили дни, недели, месяцы. Ученик был в недоумении, но прилежно следовал инструкциям. И, наконец, он понял урок. Однажды точка стала увеличиваться, достигнув размера тарелки.
Тогда учитель разрешил ему сделать выстрел, он попал в цель, ибо точку воспринимал гипертрофированно.
Главный вопрос не «как», а – «зачем». Зачем ученику овладевать мечом, или искусством убивать голыми руками?
Я опять воспользуюсь примером.
Был один мастер стрельбы из лука, к которому объявился искатель первенства. Были свидетели, и путем соревнования должен был определиться лучший.
Первый стал стрелять, и пока одна стрела была в воздухе, он успел выпустить еще несколько, и все они вонзились в одну точку.
Второй начал подниматься в горы. За ним последовали остальные, в том числе и соперник.
Мастер шел долго, пока не достиг обрыва. Он стал двигаться на головокружительной высоте, вдоль стены, и его пятки частично свисали с выступа.
Никто даже не думал соревноваться с ним, ибо страх не позволял последовать его примеру.
Тогда Мастер сделал один, неприцельный выстрел в воздух, и без слов вернулся домой, объяснив то, что я и пытаюсь сказать, но не хватает слов.
В стиле дзен - бессловесная передача. Будда показал цветок ученикам, и лишь один понял невысказанное, улыбнувшись в ответ. Он и стал первым патриархом дзэн.
Наверное, оружие из мифологии нужно понимать, как владение скрытыми возможностями тела и психики, дающее некоторым людям превосходство над остальными, при этом столь значительное, что все это отразилось в массовом бессознательном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий